Перегружатели предназначены для перегрузки сухих сыпучих материалов (с насыпным весом до 3,15 т/м³), таких как уголь, щебень, руда. Перегружатели могут работать на открытых складах железнодорожных грузовых станций при погрузке вагонов или в речных и морских портах при перевалке материалов на сухогрузы. На железнодорожных станциях перегружатели могут работать самостоятельно, пересыпая материал в вагоны. В портах при загрузке барж или на участках кучного выщелачивания в карьерах перегружатели работают в паре с телескопическим штабелеукладчиком.
Перегружатель представляет собой единый комплекс, состоящий из пластинчато-ленточного питателя, наклонного ленточного конвейера, приёмного бункера. Все узлы жёстко закреплены на раме.
Загрузка в бункер осуществляется либо автосамосвалами с торца, либо фронтальными погрузчиками — с торца и с боков. Для удобного заезда к бункеру с торца установлены аппарели. Бункер имеет объём, обеспечивающий разовый приём материала — до 35 м³ (кузов автосамосвала типа «Тонар»). Чтобы материал не налипал, стенки бункера и стенки направляющих бортов вдоль ленты конвейера футерованы.
Для перегружателя спроектирован новый вид питателя — пластинчато-ленточный. Он соединил в себе лучшие конструктивные особенности двух видов питателей:
- рабочим полотном является гладкая резинотканевая лента, благодаря которой нет просыпей под оборудованием;
- несущим элементом является тяговая цепь и поперечные связевые балки в виде прямоугольных профильных труб, к которым как раз и крепится резинотканевая лента.
Цепь и поперечные трубы-балки воспринимают основную нагрузку от материала, находящегося в бункере. Тяговая цепь выполнена
в роликовом исполнении. Ролики при движении полотна катятся по боковым направляющим рамы, что снижает трение и нагрузку на привод.
Приводной и натяжной валы установлены на роликовые двухрядные сферические подшипники, воспринимающие повышенные радиальные и осевые нагрузки. В качестве привода служат два планетарно-конических мотор-редуктора. Планетарный редуктор имеет более компактные размеры, но при этом передаёт более высокий крутящий момент.
Рама питателя выполнена из двух боковин, которые в сечении имеют вид двутавра. Это придаёт ей жёсткость. Рама питателя переходит в общую раму всего перегружателя.
С питателя материал через перегрузочную воронку пересыпается в приёмный лоток наклонного конвейера. Конвейер служит для подъёма материала на необходимую высоту и загрузки в вагон либо дальнейшей перегрузки на телескопический штабелеукладчик. Конвейер размещается на поворотной консоли. Это позволяет ему повернуться на необходимый угол относительно оси перегружателя. Полный угол поворота — 180 градусов. Консоль размещается на поворотном зубчатом круге, приводом служит вертикально установленный планетарный мотор-редуктор.
На перекладине консоли установлены две лебёдки; через блочно-полиспастную систему тросами они соединены с проушинами на раме конвейера. Данная система позволяет менять угол наклона конвейера.
С одной из сторон перегружателя на раме закреплены шкаф и местный пульт управления. На панели оператора вынесены все кнопки включения/отключения рабочего оборудования, а также аварийные сигнализаторы. Помимо этого, перегружатель оснащается переносным кабельным пультом управления, куда вынесены органы управления движением перегружателя.
Питание перегружателя возможно от стационарной электросети напряжением 380 В либо от переносной дизель-электрической станции.
Производительность перегружателя зависит от ширины, скорости движения поперечин, которая может быть изменена благодаря частотному преобразователю, а также от толщины слоя транспортируемого продукта, регулируемой шибером.
Перегружатели, предлагаемые нашим предприятием, могут изготавливаться:
- самоходные — на колёсной и (или) гусеничной тележке с разгрузочным конвейером и аппарелями;
- стационарные — на салазках с разгрузочным конвейером и аппарелями;
- без конвейера (с возможностью перегрузки на приставной конвейер, приставной штабелеукладчик) — тоже с исполнением: колёсный/гусеничный/салазки;
- без аппарелей — для загрузки с двух боков фронтальными погрузчиками;
- с разными ширинами, длинами, объёмом приёмных бункеров.